Современные педали можно разделить на 6 типов по применению:
прогулочные, MTB (универсальные), шоссейные, кросс-кантри, даунхилл,
акробатика.Шоссейные рассматривать не будем,а для MTB по сути существуют два
типа: педали с платформой и педали с контактами. Контактные педали в свою
очередь бывают двусторонними и односторонними.
Педали с платформой без
туклипсов
Сюда попадают все типы педалей по применению.
Прогулочные обычно сделаны из пластиков, ось
Hi-Ten, подшипники обычные, широкая платформа, на которую просто ставить ногу,
однако такую педаль легко "потерять" (т.е. нога может сорваться с нее).
Используются для прогулочных велосипедов.
MTB обычно сделаны из
алюминиевых сплавов, ось из стали Hi-Ten или хроммолибдена, подшипники обычные,
широкая платформа с агресивными элементами, на которую просто так ногу сразу не
поставишь, но и потерять эту педаль существено труднее. Подходят и для
любительского кросс-кантри.
BMX (акробатика) делаются из алюминиевых
сплавов, ось педали хроммолибденовая, подшипники обычные, широкая платформа с
очень агресивными элементами, вплоть до ввинчивающихся штырьков толщиной до 2мм
и высотой до 3мм. Нога на такой педали просто "приклеивается", однако спрыгнуть
с педалей никаких затруднений не представляет. Защита обязательна!
Педали с платформой и
контактами
Прогулочные и
MTB обычно сделаны из алюминиевых сплавов со стальной рамкой, ось из
стали Hi-Ten или хроммолибдена, подшипники обычные, небольшая платформа с
агресивными элементами. Подходят и для любительского кросс-кантри.На фотографии
универсальная модель, контакт является отсоедняемой частью и его можно купить
отдельно. Также к этим педалям можно присоединить обыкновеные туклипсы (с
ремешками)
Кросс-кантри обычно
сделаны из алюминиевых сплавов и/или карбона, ось хроммолибденовая или
титановая, подшипники закрытого типа, широкая платформа с агресивными
элементами, однако они не мешают встегиватсья и выстегиваться из
контакта.
Даунхилл обычно сделаны
из алюминиевых сплавов, ось хроммолибденовая или титановая, подшипники закрытого
типа, широкая платформа с агресивными элементами, однако они не мешают
встегиватсья и выстегиваться из контакта.
Педали с контактами без
платформы
Кросс-кантри и MTB обычно сделаны из
алюминиевых сплавов и/или карбона, ось хроммолибденовая или титановая,
подшипники закрытого типа.
Контакты - плюсы и минусы
Плюсы:В
первую очередь контакты позволяют лучше распределять нагрузку на ноги: работа
происходит по всему ходу шатуна. Это повышает КПД и разгружает колени;контакты
устарняют проблему "мертвых точкек", т.е. когда педали стоят на 11..12 и 5..6
часов;очень существенно повышается контроль над байком в целом, легче
перепрыгивать препятствия на дороге (мне удается подпрыгивать даже с
велорюкзаком);нога всегда стоит на педали в оптимальном положении.Минусы:Конечно
же цена. Средние педали и туфли тянут на 100-120$.Плохое встегивание и
выстегивание при отрицательных температурах и в грязи. Хотя это в весьма большой
степени зависит от модели, например любые контакты shimano (по 858 пока еще нет
достаточных данных) очень боятся грязи, а на VP-133 она практически не влияет. А
педали стандарта TIME ATAС вообще не боятся ни обледенения ни грязи (однако их
огромный минус - ненадежность конструкции).
Контакты - стандарты
SPD - стандарт от Shimano. Основное отличие у
разных производителей - угол свободного поворота ступни. Чем меньше этот угол,
тем больше будут уставать ноги. Главное отрицательное свойство - плохая
устойчивость к загрязнению и обледенению.
Time Atac - второй стандарт. Основной минус -
хлипкость, т.к. корпус педали сделан из пластика.
Look - шоссейный стандарт, в контексте этого
сайта не рассматривается.Какой стандарт предпочесть - решать вам, здесь слишком
трудно советовать..
Туклипсы
Старые, добрые ремешочки, сколько лет в них
было откатано. :) Морально устаревшие, однако не теряющие своей актуальности в
связи с копеечной ценой. По сравнению с контактами проигрывают полностью, по
всем параметрам, кроме цены. По сравнению с обычными педалями есть заметный
выигрыш: нет специальной обуви.К туклипсам привыкать существенно дольше чем к
контактам.
А стоит ли
фиксировать ногу
Решение этого вопроса зависит от стиля, который
вы предпочитаете. Для акробатики контакты неприменимы. Для прогулочной езды явно
излишни. Для всего остального - очень даже хорошо (XC, DH, шоссе,
туризм).Основная проблема падений в том, что человек пугается и начинает
пытаться выдернуть ногу из контакта хоть как-нибудь. Естественно, времени на эти
дерганья не хватает и происходит падение на ровном месте. На легкость
встегивания и выстегивания самое большое влияние оказывает регулировка пружины
контакта. На мой взгляд, нога должна выстегиваться с очень малым усилием .Не
удивляюсь, что многие боятся ездить на контактах. Во всяком случае стала понятна
еще одна причина, по которой многие не хотят ставить контакты, а поставив не
могут привыкнуть, если получилось пару раз грохнуться из-за не желающих
отстегнуться контактов.
Регулировка
контактов
Тут каждый сам себе режиссер. Сколько пробовал чужие
контакты - все на мой вкус перетянуты.Минимальная затяжка пружины должна быть
такой, чтобы вы не могли вырвать ногу при нормальном силовом педалировании
(например заезжая стоя на педалях в горку). Максимальная - чтобы в любой грязи
вы могли отстегнуться не прилагая сверхусилий.Под себя я регулирую контакт так:
сначала затягиваю пружину так чтобы нога выстегивалась с очень небольшим
усилием, а потом за 2-3 быстрых заезда в горку дотягиваю пружину, чтобы ноги
самопроизвольно не вырывались из контакта.
Регулировка туклипсов
Единственное
условие - затянуть как можно плотнее, но чтобы не нарушилось кровообращение в
ступне. И конечно же нужен навык всовывания и вынимания ноги.