Велосипе́дная ви́лка — часть велосипеда, удерживающая переднее колесо
и обеспечивающая вращение его вокруг рулевой оси. Выполняется из различных
материалов (сталь, алюминий, карбон (углепластик), титан), вилки для горных
велосипедов практически всегда амортизационные.
Ход некоторых амортизационных вилок для фрирайда и даунхилла достигает 300
мм.
Амортизационная вилка Fox Vanilla RLC
Основными компонентами «начинки» вилки являются пружина (в качестве неё
используется или обычная витая пружина, или воздух, что позволяет облегчить
массу) и демпфер — устройство, способствующее затуханию колебаний.
По принципу работы вилки разделяются на несколько типов:
Жёсткая. Самая простая конструкция без движущихся частей;
Пружинно-эластомерная. В так называемых «штанах» вилки находится пружина,
принимающая на себя удар, и эластомер, работающий демпфером. Такие вилки
крайне просты в обслуживании, недороги, но работают не очень мягко и замерзают
на морозе;
Пружинно-масляная. В отличие от пружинно-эластомерных вилок, здесь в
качестве демпфера действует масло, перетекающее по ёмкостям через систему
клапанов. Вилки такого типа дороги, мягки, тяжелы и прекрасно работают при
отрицательных температурах, если сменить масло на зимнее;
Воздушно-масляная. Дальнейшее развитие инженерной мысли привело к замене в
пружинно-масляных вилках пружины воздухом. Подобные вилки обычно используются
в велосипедных дисциплинах, требовательных к массе велосипеда (кросс-кантри).
Различают однокоронные вилки и двухкоронные.
Существуют также вилки с одной «ногой», такие, как Cannondale Lefty и USE SUB